ВВЕДЕНИЕ
1. Кодекс спортивной этики Совета Европы:
"Справедливая игра — путь к победе" является заявлением о намерениях,
принятым министрами Европы, ответственными за спорт.
2. В основные принципы Кодекса заложены соображения
этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, и
являются неотъемлемой частью, а не факультативными элементами, всей
спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и
применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной
деятельности.
3. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для
борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые
подрывают традиционную основу спорта, — основу, построенную на
справедливой игре, товариществе и добровольном движении.
ЦЕЛЬ КОДЕКСА
4. Основной заботой и целью Кодекса является
Справедливая игра в спорте для детей и юношества, имея в виду, что
завтра они станут взрослыми участниками и спортивными звездами. Кодекс
предназначается для учреждений и взрослых лиц, имеющих прямое или
косвенное воздействие на привлечение молодежи к участию в спорте.
5. Кодекс включает в себя положение о ПРАВЕ детей и
юношества участвовать и наслаждаться спортивной деятельностью, а также
ОБЯЗАННОСТИ учреждений и взрослых лиц распространять правила
Справедливой игры и обеспечивать уважение этих прав.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА"
6. В определение понятия "Справедливая игра" включено
больше, чем простое следование правилам в спортивной деятельности: оно
включает в себя понятия дружбы, уважения и почитания атмосферы, в
которой осуществляется рекреационная или спортивная деятельность.
Справедливая игра — это образ мышления, а не только поведения. Она
исключает обман, применение допинга, насилие, оскорбления (физические и
словесные), эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную
коммерциализацию и коррупцию.
7. Справедливая игра — понятие положительное. Кодекс
признает, что спорт является общественной и культурной деятельностью,
которая, при соблюдении правил Справедливой игры, обогащает общество и
укрепляет дружбу между народами. Спорт признается также как вид
индивидуальной деятельности, которая, при ее справедливом проведении,
предоставляет возможности самоусовершенствования, самовыражения и
реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации
мастерства; социального взаимодействия, хорошего проведения свободного
времени, здоровья и благополучия. Вовлечение в занятия спортом налагает
ответственность на общество, располагающее широкой сетью клубов, и на
работающих добровольно лидеров. В дополнение к этому ответственность за
некоторые виды деятельности будет способствовать выработке правильного
отношения к окружающей среде.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ ИГРЫ:
8. Кодекс признает, что вовлечение в занятия спортом
детей и юношества охватывает широкие социальные слои. Он также
признает, что потенциальные выгоды для общества и отдельных лиц намного
возрастут при соблюдении Справедливой игры и обретения ею центрального
места вместо занимаемого ранее периферийного. Кодекс признает, что
Справедливая игра должна пользоваться самым высоким приоритетом всеми,
кто непосредственно или косвенно оказывает влияние на спортивную
деятельность детей и юношества. Эти приоритеты включают:
8.1. Правительства — на всех уровнях, а также включая организации, работающие с правительством.
Учреждения, занимающиеся образованием, несут особую ответственность.
8.2. Спортивные и относящиеся к ним спортивные организации —
включая спортивные федерации и органы управления; ассоциации
физвоспитания, тренерские центры и институты, лица медицинской и
фармакологической профессии и средства массовой информации. Коммерческий
сектор, включающий производителей спортивных товаров, агентства по
розничной торговле и маркетингу, также несут ответственность за то,
чтобы способствовать соблюдению Справедливой игры.
8.3. Отдельные лица — включая родителей, педагогов, тренеров,
судей, официальных лиц, руководителей спорта, администраторов,
журналистов, врачей и фармацевтов, а также тех звезд в спорте, которые
достигли славы и спортивного совершенства.
Кодекс соблюдается независимо от того, осуществляется ли деятельность на
добровольной или профессиональной основе. Зрители на спортивных
соревнованиях также несут ответственность за соблюдение Кодекса.
9. Каждый из указанных лиц и учреждений должен выполнять свою
роль и нести ответственность. Данный Кодекс по этике адресуется им. Он
будет эффективным только тогда, когда все, вовлеченные в спорт, готовы
принять на себя ответственность, заложенную в Кодексе.
10. Правительства несут ответственность:
10.1. Поощрять внедрение высоких этических норм во все сферы общества, где осуществляется спортивная деятельность.
10.2. Поощрять и поддерживать организации и отдельных лиц, которые строго придерживаются этических принципов в своей работе в спорте.
10.3. Способствовать, чтобы в системе профессионального
обучения оказывалась поддержка спортивной деятельности и правилам
Справедливой игры как одной из центральных частей программы физического
воспитания.
10.4. Поддерживать инициативы, направленные на внедрение
Справедливой игры в спорте, и поощрять организации, которые
рассматривают Справедливую игру в качестве приоритетной в своей работе.
10.5. Поощрять исследовательскую работу на национальном и
международном уровнях, направленную на улучшение нашего понимания
комплекса вопросов, связанных с вовлечением молодежи в спорт, выявляющую
случаи неправильного поведения, а также возможности по внедрению
Справедливой игры.
СПОРТИВНЫЕ И ОТНОСЯЩИЕСЯ К СПОРТУ ОРГАНИЗАЦИИ
11. Спортивные и относящиеся к спорту организации несут ответственность и должны:
11.1. Публиковать четкие установки, что считать этичным
или не этичым в поведении и обеспечивать, чтобы на всех уровнях
спортивной деятельности или в процессе вовлечения в нее всегда
использовались соответствующие поощрения или наказания.
11.2. Обеспечивать, чтобы все решения в данном виде
спорта принимались в соответствии с Кодексом этики, который отражает
положения Европейского кодекса.
11.3. Повышать внимание к Справедливой игре в рамках
своей сферы влияния посредством проведения различных кампаний, церемоний
награждения, распространения материалов воспитательного характера и
использования возможностей в процессе тренировок. Они также должны
управлять этим процессом и оценивать его результаты.
11.4. Определить такие системы, которые бы
вознаграждали за личные достижения в соблюдении Справедливой игры,
помимо успешных выступлений в соревнованиях.
11.5. Обеспечивать помощь и поддержку средствам массовой информации с тем, чтобы они способствовали пропаганде хорошего поведения.
РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
11.6. Обеспечивать, чтобы структура соревнований
соответствовала особым требованиям молодого и подрастающего поколения и
обеспечивала им возможность участия в деятельности на различных уровнях —
от рекреационного до соревнований высокого класса.
11.7. Поддерживать изменения правил с тем, чтобы они
соответствовали особенностям очень молодых и незрелых людей и
акцентировали внимание скорее на Справедливую игру, чем на успешное
выступление в соревнованиях.
11.8. Обеспечить меры предосторожности во избежание эксплуатации детей, особенно одаренных.
11.9. Обеспечить, чтобы все люди, входящие в организацию или
ассоциативные члены, которые несут ответственность за детей и молодежь,
имели соответствующую квалификацию для организации управления,
тренировочного процесса и обучения, особенно в части понимания
биологических и физиологических изменений, происходящих в организме
ребенка в период его созревания.
ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА
12. Отдельные лица несут ответственность:
Личное поведение
12.1. Подавать хороший пример своим поведением с тем, чтобы
дети и молодежь подражали им, а также ни в коем случае не поощрять и
лично не проявлять и не прощать другим несправедливую игру, предпринимая
соответствующее наказание в случае плохого поведения.
12.2. Обеспечить, чтобы их собственный уровень подготовки и
квалификация соответствовали особенностям детей на различных стадиях их
спортивной деятельности.
Работа с молодежью
12.3. Считать своей первейшей задачей заботу о о здоровье,
безопасности и благополучии ребенка или молодого спортсмена и
обеспечить, чтобы эти требования не превалировали над репутацией школы,
клуба, тренера или родителя.
12.4. Способствовать тому, чтобы приобретенный детьми
спортивный опыт приобщил их к занятиям физической деятельностью для
укрепления здоровья в течение всей жизни.
12.5. Исключить подход к детям просто как к маленьким
взрослым, помнить о физиологических и биологических изменениях в их
организме в период созревания и о влиянии этого на результаты их
выступлений.
12.6. Не возлагать на ребенка надежд, выше его возможности.
12.7. Ставить в центр внимания удовольствие от выполняемой
ими деятельности и никогда не оказывать давления на ребенка в отношении
его выбора участвовать или не участвовать в той или иной деятельности.
12.8. Относиться одинаково как к одаренным, так и к менее
одаренным детям, подчеркивать и поощрять личные достижения и спортивные
навыки так же, как и успехи в соревнованиях.
12.9. Поощрять детей в изобретении ими новых игр с
собственными правилами, а также брать ими на себя роль руководителя,
тренера, судьи, а не только участника; определять самими детьми меры
поощрения за Справедливую игру и лично нести ответственность за свои
поступки.
13. Справедливая игра является неотъемлемым важным условием
успешного развития спорта и вовлечения в спорт. Посредством Справедливой
игры выигрывают все — от отдельных лиц до спортивных организаций и
общества в целом. На всех нас лежит ответственность за распространение и
соблюдение Справедливой игры.